Что такое интегральный дизайн (часть 1)

Вот уже больше года мы работаем под брендом «Integral design». Попробую рассказать, как я понимаю эту концепцию, и открыть блог этаким программным циклом.

Во-первых, что называть дизайном?

Полезно помнить, что «дизайн» — всего лишь слово, которым каждый называет какую-то свою концепцию, и у каждого смысл «гуляет» относительно остальных. При этом у дизайнеров эта концепция заметно отличается.

Я называю дизайном и результат (сайт, здание) и процесс создания этого результата.

Тут за последнее десятилетие произошло изменение нормы: раньше делали дизайн сайта, жили с ним несколько лет, и потом делали т. н. «редизайн». Что, если бы архитектор мог так же легко переделывать здание в любой момент после его постройки! Как бы это изменило методику работы.

В веб-дизайне в отличие от, например, архитектуры, результат имеет несколько размытые границы. Сейчас компании, которые могут себе это позволить, вообще не прекращают работу над сайтом. Получается, что результирующее состояние так никогда и не наступает, а есть infinite beta, постоянный процесс.

В мультфильмах есть такой распространённый образ, когда герой поднимается на фонтанирующей струе воды и держится на ней как на твёрдом столбе (здравствуй, Фрейд). Мне нравится это как метафора процесса и результата: результат всё время поддерживается постоянным процессом.

Результат — «срез» процесса работы над чем-то в текущий момент

Хотя так и устроены вещи. Даже твёрдый предмет является результатом постоянного движения элементарных частиц в определённой структуре. Если они перестанут двигаться или изменят структуру, твёрдый предмет тут же расплывётся или улетучится.

Что же тогда назвать интегральным дизайном?

Раз я так увёл в тень результат, остаётся процесс. Я бы сказал, что

интегральный дизайн — это процесс создания, производимый участниками с интегральной «перспективы сознания».

Что же входит в процесс создания? Кто участники? И что ещё за интегральная перспектива?

Процесс создания

  • цели объекта, декларируемые заказчиком
  • цели объекта в понимнии команды
  • порядок взаимодействия внутри команды
  • порядок взаимодействия команды с заказчиком
  • предполагаемый порядок взаимодействия объекта с социумом
  • предполагаемый порядок взаимодействия объекта с инфраструктурой
  • то, как проводилась фаза customer development, и насколько объект в принципе жизнеспособен

Участники

  • stakeholders: инвесторы, владельцы бизнеса, ключеыве директора
  • менеджмент-команда, принимающая участие в разработке
  • команда разработчиков
  • предполагаемые клиенты
  • лицензирующие и надзорные органы
  • другие влияющие фигуры (конкуренты, «крыша» и т. п.)

Интегральная перспектива

Об этом в следующей серии :)